Красноречивые гобелены
Содержание статьи:
Последние несколько лет известные мировые дизайнеры и декораторы активно стали использовать в своих интерьерах гобелены – тканые ковры-картины и тяжелые покрывала.
Изначально под гобеленом подразумевался особый способ производства настенных безворсовых ковров: они ткались вручную из шерстяных или шелковых нитей посредством особого перекрестного плетения. Сегодня на смену ручному труду пришла автоматизация, за счет чего снизились и время изготовления, и стоимость полотен. Но наибольшую ценность по-прежнему представляют гобелены ручной работы, которые можно заказать в специализированной мастерской у современного художника или же приобрести на блошином рынке.
Предметом роскоши считаются старинные гобелены, которые передаются из поколения в поколение и хранятся как семейная реликвия.
История гобеленов уходит корнями в далекое прошлое: еще в Древнем Египте было известно это ткацкое искусство. Но прообразами современных гобеленов считаются работы средневековых немецких монахов. Тканые ковры, которыми были увешаны холодные стены монастырей, использовались отнюдь не для украшения, а служили вполне утилитарной задаче, обеспечивая теплоизоляцию помещений.
К концу Средних веков начался расцвет этого искусства в Западной Европе, стали появляться мастерские, которые производили гобелены для состоятельных граждан.
Изготовление ковров в то время было делом очень дорогостоящим и кропотливым: на один гобелен могло уходить несколько лет работы целой деревни. Приобретение таких изделий могли позволить себе лишь члены королевских семей и представители высшей знати.
Самые частые изображения того времени – библейские мотивы, а также сюжетные картины с изображением охоты, жизни при дворе, военных походов. Когда в южной части Европы распространялась фресковая живопись, в более холодных странах их заменой стали гобелены, позаимствовавшие у фресок как сюжеты, так и цветовые приемы.
Старинные гобелены из Реймского собора во Франции
Этнические орнаменты характерны для гобеленов Средней Азии и Ближнего Востока
Гобелены делают помещение интереснее и изысканнее
Центром производства гобеленов в Средние века стал Париж, там эти полотна пользовались огромной популярностью. Те, кто мог себе позволить, заказывали целую серию картин. Они использовались для украшений домов и храмов, с их помощью создавали передвижные коридоры на улицах для праздничных шествий, ими декорировали трибуны на рыцарских турнирах. Эскизы для гобеленов создавались Рафаэлем, Рубенсом и другими именитыми художниками прошлого. Сегодня большинство старинных гобеленов представлены на экспозициях в крупнейших музеях Европы.
Параллельно развитие ткацкого ремесла шло на востоке. На территории Монголии, Украины, Молдавии и России также ткались безворсовые ковры, которые использовались как в домашнем убранстве, так и в обрядовых церемониях. Они сильно отличались от европейских гобеленов: в основном их украшали цветочные и геометрические орнаменты, но технология изготовления была очень похожей.
В Россию мода на гобелены пришла в эпоху Петра I. С его подачи в Петербург были приглашены мастера по плетению и открыта первая гобеленовая мастерская. На первых российских гобеленах изображались сюжеты картин французских и отечественных художников.
С развитием фабричного производства художественный уровень гобеленов резко упал. Они перестали быть роскошью, стали доступнее для рядового населения, а изображения все чаще копировались с популярных художественных полотен.
Вторая волна популярности гобеленов в мире пришлась на ХХ век. Пикассо, Матисс, Дали, Кандинский – вот только несколько художников, чьи эскизы брались за основу для новых изделий. Именно тогда гобелены из прикладного ремесленного занятия превратились в составляющую высокого искусства, какой и остаются по сегодняшний день.
Интересное решение – использование гобелена в интерьере в японском стиле
Часто гобелены используют для оформления каминов в современных интерьерах
Восточный интерьер немыслим без ковров. Они используются не только для покрытия пола, но и в качестве украшения стен, покрывал и накидок на мебель. Гобелены идеально впишутся в общую картину восточного убранства. Несколько ярких декоративных подушек, выполненных в такой технике, или же обивка кресел станут идеальным цветовым акцентом.
Классические интерьеры, украшенные гобеленами, смотрятся еще более роскошно
Даже в лофте гобелен может смотреться очень гармонично
Уместны гобелены и в скандинавских интерьерах, где им отводится место в качестве диванных подушек, тяжелых покрывал или настенных панно. Для этого стиля следует подбирать гобелены с простыми растительными и геометрическими орнаментами.
Самое логичное использование гобеленов – в дворцовых интерьерах. Классические сюжеты, обрамленные богатыми рамами из натурального дерева, станут достойным завершением роскошной обстановки.
Абстрактные тканые панно дополнят обстановку любого современного интерьера, будь то контемпорари или хай-тек.
- Архитектурные сооружения, геральдические мотивы. Хорошо смотрятся в классических интерьерах, но не будут перегружать их только при достаточно высоких потолках.
- Мифические существа. Психологи говорят, что такие изображения оказывают влияние на подсознание, поэтому им не место в спальне.
- Репродукции известных художников. Вполне уместны в большинстве современных интерьеров, лучше всего будут смотреться в гостиной.
- Пейзажи. Удачное место расположения – в спальне, поскольку они умиротворяют и расслабляют.
- Натюрморты и флористические мотивы. Легкие, не вызывают перевозбуждения и неприятных эмоций, за счет чего подходят для любого помещения.
- Абстракции делают любой интерьер оригинальным и эффектным.
Нейтральные по эмоциональности гобелены уместны в любых помещениях
Абстрактные гобелены смотрятся свежо и ярко
Возрождение интереса к гобелену не удивительно. Фактурность, цветовая насыщенность, ценность ручного труда превращают гобелен в один из наиболее ярких эмоциональных акцентов интерьера.