Самые узнаваемые принты в мире высокой моды
Содержание статьи:
Рассмотрим пять классических принтов.
Пейсли, бута, турецкий огурец, «слеза Аллаха», пальмовый лист, манговая косточка, персидский кипарис – все это об одном орнаменте, который, по выражению основателя модного дома Etro, «никогда не может надоесть». Изящные каплевидные элементы, покрытые филигранной росписью, формируют ощущение непрерывного движения. На Востоке узор пейсли символизирует плодородие и достаток, а в зороастрийской религии – языки животворящего пламени, давшего начало мирозданию.
Согласно самой популярной версии, рисунок пейсли был изобретен в Персидском царстве времен Сасанидов. Позже купцы завезли ткани в Индию и Северную Африку. В Европе узнали о пейсли только в XVII веке, когда агенты Ост-Индской компании привезли в Великобританию индийские кашемировые шали, покрытые замысловатыми огуречными мотивами.
Желающих приобрести полотна с гипнотизирующим рисунком оказалось много, поэтому начали налаживать собственное производство шалей. Наиболее успешной оказалась ткацкая фабрика в шотландском городке Пейсли, в честь которого и был назван орнамент. Наладить разведение гималайских пуховых коз, дающих мохер, пригодный для получения кашемира, так и не удалось, поэтому первые шали и платки изготавливали из шелка и тонкой шерсти.
Изобретение жаккардового станка в конце XVIII века сделало возможным получение сложного орнамента на хлопковом материале. Сейчас эта технология считается классической. Переход от плетения к печати рисунка на готовом полотне в середине XIX века резко удешевил производство материи. Расценки на принтованные ткани начали падать, ощущение новизны утратилось, и к концу ХХ столетия «турецкие огурцы» начали забывать.
Для возрождения моды на пейсли было достаточно вдохновляющего примера The Beatles: музыканты вернулись из путешествия по Индии страстными поклонниками фольклорных орнаментов, а Джон Леннон расписал свой знаменитый Роллс-Ройс сюрреалистическими завитками, сделав пейсли талисманом хиппи. Сейчас тренд поддерживает дочь Пола Маккартни Стелла, выбравшая профессию модельера: в ее коллекциях постоянно присутствуют «турецкие огурцы».
Среди современных звезд немало приверженцев пейсли. В нарядах с экзотическим принтом были замечены Ферджи, Кирстен Данст, Бейонсе, Лив Тайлер, а покойный Дэвид Боуи в молодости не раз выходил на сцену в фантастических костюмах, расписанных «турецкими огурцами».
Итальянский коллекционер Джироламо Этро путешествовал по странам Востока и был глубоко потрясен живописными индийскими базарами, узорами и богатством палитры индийского текстиля. Вернувшись в Италию, путешественник задался целью воспроизвести увиденное на собственной ткацкой фабрике, доставшейся в наследство.
За основу была взята жаккардовая технология и авторские ноу-хау – в частности, обработка смолами для придания полотну прочности, сопоставимой с кожей. При этом плотная интерьерная ткань Etro на удивление легкая.
Дебютную линейку обивочных тканей Etro с рисунком пейсли мир увидел в 1981 году. Уже тогда наметились отличительные особенности фирменного стиля: тяготение к эклектике, смелые эксперименты с оттенками, тонкая прорисовка деталей. Etro избегает прямого цитирования фольклорных мотивов и подает пейсли в оригинальной авторской интерпретации, адаптирующей восточную пестроту для европейского менталитета.
При ярко выраженной декоративности брендовые изделия не выглядят аляповато: грамотно подобранные оттенки и фактуры уравновешивают друг друга. На сегодня в портфолио модного дома насчитывается около 90 авторских паттернов и более 400 оттенков.
Галерея принтов в коллекции Etro Paisley постоянно обновляется; над каждым эскизом трудится команда дизайнеров. Самым популярным орнаментом Etro стал Arnica (изобретен в 1982 г.). Самой первой была выпущена дамская сумочка Arnica Etro, изготовленная из обработанной ткани с рельефным принтом, которую было легко перепутать с кожей. Посвятив несколько лет выпуску галстуков и шарфов, в 1988 году марка Etro презентовала первую линейку элитной одежды с узором пейсли, которая заложила основы стиля бохо-шик.
Сочетание «огуречного» узора с горошком, полоской, вышивкой и аппликациями в коллекциях не воспринимается навязчиво благодаря лаконичным фасонам и классическим пропорциям кроя. Кстати, императрица Жозефина де Богарне стала первой носить роскошные шали пейсли с простыми светлыми платьями античного кроя.
При обивке мебели в тон портьерным тканям подбираются качественные подкладочные материалы, подходящие аксессуары: покрывала, диванные подушки, гобелены и панно, а также светильники в тканевых абажурах.
Модный бренд Marimekko разработан в Финляндии. Его незаурядные принты растиражированы на весь мир. Для восхождения на модный Олимп Marimekko было достаточно изобрести всего один графический принт Unikko («Маки»).
В знак протеста против решения генерального директора компании Marimekko Арми Ратия прекратить выпуск тканей с цветочным рисунком в 1964 году бренд-дизайнер Майя Исола разработала коллекцию веселых растительных паттернов, среди которых оказался и эскиз Unikko – алые маки на белом фоне. Размытые границы рисунка создавали ощущение, будто лепестки трепещут от ветра.
Основательница Marimekko Арми Ратия – заметная фигура в фешен-индустрии. Одной из первых она начала привлекать художников к разработке принтов и открыла миру дарование «финской Шанель» — Вуокко Эсполин-Нурмесниеми, предложившей стильную функциональную одежду, не стесняющую движений. Первый показ мод состоялся в 1961 году и, хотя до триумфа Unikko оставалось еще три года, креативные паттерны не остались незамеченными. Продвижению бренда немало посодействовала Жаклин Кеннеди, снявшаяся для обложки Sports Illustrated в платье от Marimekko.
Арми не устояла и приобрела у Майи живописный паттерн и еще семь декоров в придачу. На легких струящихся тканях цветочные принты Майи смотрелись еще занятнее: ни одна ткань не повторяла другую, так как в динамике расположение элементов рисунка относительно друг друга постоянно менялось.
Дизайн Unikko отметил пятидесятилетний юбилей. Принтом вдохновлялись D&G и Manolo Blahnik. Компания постоянно предлагает новые цветовые решения для орнамента, сохраняя контрастный принцип подбора оттенков.
Сделав ставку на стильную и практичную одежду в стиле smart casual, Marimekko испытывает интерес и к другим направлениям промышленного дизайна, выпуская разнообразные товары для дома: посуду, спальные комплекты, портьерные и обивочные ткани, полотенца, скатерти, салфетки и предметы декора. Коллекции обновляются три раза в год.
Вязаный зигзагообразный узор (в его основе — традиционные орнаменты Африки и Латинской Америки) стал талисманом популярного итальянского бренда Missoni, открывшего потенциал трикотажа для высокой моды.
Жена основателя бренда Оттавио Миссони — Розита Джелмини — дизайнер и наследница небольшой фабрики, специализировавшейся на машинной вышивке и вязании. Фабричные станки могли производить только трикотаж в полоску и гладкие полотна, которые скупали модные магазины.
Еще до появления культовых зигзагов редактор глянцевого журнала Arianna Анна Пьяджи обратила внимание на коллекцию трикотажа Milano Simpathy, изготовленную четой Миссони для универмага La Rinasсente. Супруги изобрели оригинальный способ получения разноцветного зигзагообразного узора путем подплетения металлизированных нитей. Покровительство Дианы Вриланд и журнала Vogue ускорило открытие бутика Missoni в Нью-Йорке.
Первый публичный показ Missoni с участием фирменного трикотажа с зигзагообразным рисунком состоялся во Флоренции в 1967 году, причем дефиле ознаменовалось нешуточным скандалом. Перед демонстрацией Розита попросила моделей снять бюстгальтеры, опасаясь, что выступающие бретели нарушат геометрию рисунка. Никто не мог предвидеть, что под мощным светом софитов материя станет полупрозрачной и выставит на обозрение скульптурные формы девушек – впрочем, здесь Missoni четко попадет в тренд «нюд-лук» Ива Сен-Лорана.
Бренд Missoni также славится качеством отделки швов. Даже с изнаночной стороны стыки практически незаметны.
Домашний текстиль занимает особое место в линейке дома Missoni. Первая коллекция интерьерных тканей была разработана в 1981 году по эскизам Розиты Миссони.
Экстравагантные принты Emilio Pucci шокируют неоновыми цветами. Платья с психоделическими расцветками от Эмилио Пуччи носили такие иконы стиля, как Изабелла Росселини, Грейс Келли, Палома Пикассо, Джулия Робертс и Наоми Кэмпбелл.
Потомок аристократической династии маркиз Эмилио Пуччи во время Второй Мировой войны пилотировал бомбардировщик. По признанию дизайнера, завораживающая панорама Средиземного моря с рассыпанными по глади островками открыла перед ним новое измерение реальности, которое он стремился запечатлеть в ткани. При всем разнообразии и сложности авторских принтов, у Пуччи прослеживается тенденция: все крупные элементы принимают вид островов.
Эмилио Пуччи долго не решался подписывать свои творения собственной фамилией – в аристократической среде работа по найму считается унизительной. До 1956 года на лейбле стояла подпись «Эмилио». Хотя знаменитые сюрреалистические декоры, за которые Пуччи получил прозвище «принц принтов», начали появляться с 1950 года, официально бренд Emilio Pucci был зарегистрирован лишь спустя шесть лет.
Дизайнер смешивал до 16 оттенков в одном декоре, сочетая свой любимый цвет фуксии с салатовыми оттенками лайма и сочными оранжевыми тонами.
Декорирование интерьеров занимало важное место в творчестве Пуччи. Тканые ковры с фирменными принтами, дизайнерское постельное белье, гобелены и пуфики получили всемирную популярность. Концептуальные предметы интерьера, созданные Пуччи в 60-70-х годах, хранятся в Национальном музее декоративного искусства в Буэнос-Айресе.
Британец Пол Смит до встречи с выпускницей Королевского Колледжа искусств Полин Деньер терпеть не мог свою работу на оптовом складе магазина одежды. Знакомство с Полин и другими творческими людьми пробудило у будущего дизайнера интерес к творчеству.
Он начал брать уроки кройки и шитья. В 1970 году пара открыла бутик в родном Ноттингеме, а в 1976 году Пол презентовал свою первую коллекцию мужской одежды на Неделе моды в Париже, представив на суд публике свое главное изобретение – рисунок «зебра» из 14 разноцветных полос разной ширины, расположенных наподобие штрихкода. Чуть позже появился еще один вариант, содержащий 28 полос.
Модным критикам было не в чем упрекнуть дизайнера: броскую расцветку уравновешивали строгие классические фасоны, а оттенки полос не вступали друг с другом в явное противоречие. «Я даю классике небольшого пинка», - говорит Пол о своем творчестве.