История интерьерной ткани в одной инфографике

XI – I ст. до н.э.

Античность

Благородная простота и строгость линий

Античный стиль зародился в Древней Греции (XI – I ст. до н.э.), расцвета достиг в эллинистический период (IV-II век до н.э.). Этому косвенно способствовали военные успехи Александра Македонского: объединение греческих полисов в единое культурно-экономическое пространство дало толчок развитию ремесел и торговли, открыв доступ к индийскому хлопку и китайским шелкам.

Характерные цветовые сочетания для текстиля: белый, кремовый и бежевый с желтым, золотистым, терракотовым и коричневым оттенками. Преобладают геометрические и растительные орнаменты. Гладкокрашеные скатерти и подушки украшают вышивкой по краям.

Предпочтительны плотные натуральные ткани с хорошей способностью к драпировке, преимущественно хлопок и тяжелые шелка.

XII –XV вв.

Готика

Дополнение к портьерам — гобелены и шпалеры. Их украшали вышивкой: иллюстрациями евангельских сюжетов, античных мифов, средневековых поэм и рыцарских романов. Рисунки обрамляли орнаментом с геральдическими символами. Также популярны набивные узоры с раппортом на основе трилистника, четырехлепестковой лилии и готической розы.

Окна декорируют плотными светонепроницаемыми тканями. Края штор отделывают вышивкой, бахромой и канителью. Обязательны ажурные кованые карнизы с инкрустированными наконечниками.

Предпочтительны парча и бархат, более современный вариант – смесовая портьерная ткань, подходящая для нанесения травленого рисунка.

Готический стиль сформировался во Франции в период позднего Средневековья (XII –XV вв.) как следствие распространения элементов романской храмовой архитектуры при проектировании жилых построек. Один из самых узнаваемых элементов стиля —стрельчатые оконные проемы. Торжественность обстановки подчеркивается цветом. Характерные оттенки: темно-красный, пурпурный, королевский синий, изумрудно-зеленый, фиолетовый и ярко-желтый.

XVI–XVIII вв.

Барокко

Барокко – отражение нравов эпохи абсолютизма во Франции в XVI–XVIII вв. На становление стиля повлияло стремление Людовика XIV подчинить декоративно-прикладное искусство задачам прославления королевской власти.

Дорогой текстиль с принтом (завитками, спиралями) в барокко используют везде: для обивки мебели и стен, для пошива покрывал и портьер. Ткани только натуральные: однотонный и узорчатый шелк, парча, глазет, глянцевый атлас, тафта с бархатным напылением, жаккард и бархат, особенно генуэзский длинноворсовой.

Декорирование окон в стиле барокко предполагает выстраивание сложной многослойной композиции. Проем затягивают фестончатыми гардинами или рулонной шторой; портьеры укладывают пышными многоярусными складками и фиксируют богато украшенными подхватами. Карнизы маскируют многоярусным ламбрекеном или бандо. По бокам могут располагаться декоративные гардины с припуском. Галстуки ламбрекенов выворачиваются подкладкой наружу.

Тканые гобеленовые ковры без ворса создавались только вручную и стоили дорого. Изображения на них конкурировали с живописью. Гобелены использовали в качестве полога, занавеси или декоративной наволочки, обтягивали ими стены. Для гобеленовой основы использовали разноцветную шерсть, шелк, а позднее – хлопок. В него вплетали золотые и серебряные нити.

Ткани украшают вензелями, растительным орнаментом, мелким рисунком, вышивкой. Для занавесей и обивки мебели использовали одинаковую ткань. Предпочтение отдавали глубокием и ярким цвета: темно-красному, золотому, изумрудному и белому.

XVIII в.

Рококо

На тканях изображают розы в различных стадиях цветения, морские раковины, гроты, банты. Линии тонко проработаны. Преобладают светлые цвета: розовый, зеленый, жемчужный, лазурный, лиловый, терракотовый.

Стиль рококо ассоциируется с правлением Людовика XV (1715 – 1774): расслабленные нравы при дворе способствовали отказу от барочного пафоса.

Предпочтение отдавали гладким тканям. Это плотный китайский шелк, хлопок, легкие гобелены в пастельных тонах с изображениями пагод, цветов и людей в китайской одежде. Использовались вышитые ненавязчивые узоры, ламбрекены с золотой бахромой.

XIX в.

Ампир

Стиль ампир получил широкое распространение в первой половине XIX века. Роскошные материалы и вычурный декор олицетворяли стремительное возвышение империи Наполеона и стратегический гений самопровозглашенного императора.

Используется индийский шелк для балдахинов и обивки стен, парча, хлопковые ткани c четким орнаментом. Текстиль выбирают ярких цветов (синего, зеленого, красного), дополняя его золотой вышивкой. Для обивки стен выбирают ткани с изображениями гербов, военной символикой, египетскими рисунками, пейзажами.

Ткань для штор выбирают белого, розового или кремового цвета. Дополняют дизайн утяжеленными портьерами из итальянского бархата, тафты или парчи с бахромой и лентами.
Полотна располагают асимметрично в несколько рядов, края занавесей выворачивают контрастной подкладкой наружу.

XIX в.

Викторианство

Эпоха королевы Виктории – время качественных и дорогих материалов: тканых плюшевых ковров с цветочными орнаментами, массивных многослойных штор с фестонами. Верхнюю часть оконной композиции украшал ламбрекен или подзор, собранный мелкими складками.

Машинное производство сетчатого полотна и кружев стимулировало спрос на тонкие тюлевые гардины.

Вторая половина XIX века ознаменована экономической и культурной экспансией Великобритании. На престоле — королева Виктория – рано овдовевшая многодетная мать, преданная семейным ценностям. Ее личный пример возродил моду на домашний уют.

Предпочтительны плотные пестрые гобелены. Для обивки стен выбирали шелковые ткани с изображением роз, для мебели — с узором пейсли, полосками или горошком. Фон для принта —спокойные тона: бежевый, сливочный, песочный, оливковый.

XIX - XX вв.

Модерн

Фактурные портьеры разной длины располагают на открытом кованом карнизе. Композицию может дополнить асимметричный многоярусный ламбрекен. Мягкую мебель обивают искусственным шелком на основе вискозного волокна в тон оформлению окон.

Эпоха модерна приходится на период индустриализации конца XIX – начала ХХ века. В это время совершенствовались технологии текстильного производства.

Стиль основан на простоте и естественности. Ставка на мягкие приглушенные тона и плавные цветовые переходы. Особенно популярны бежевые, палевые, жемчужные, мятные, лимонные, кофейные и серо-голубые оттенки; яркие цвета допустимы только в качестве акцентов. На портьерную ткань наносятся растительные и геометрические орнаменты.

20-30-е годы ХХ в.

Ар-деко

60-70-е годы ХХ в.

Поп-Арт

Пик популярности стиля ар-деко приходится на 20-30-е годы ХХ века.

В ар-деко текстиль присутствует дозировано. Его используют для штор и мебельной обивки. Господствуют дорогие гладкие ткани с графическими принтами золотых, коричневых или черных тонов. Дизайнеры экспериментируют с экзотическими материалами: кожей зебры, крокодила и акулы.

Стиль поп-арт, сложившийся в 60-70-е годы прошлого века, основан на эпатажных инсталляциях Энди Уорхолла и коллажах Ричарда Гамильтона.

Шторы, постельное белье и обои выбирают экспрессивных, часто неоновых цветов. Ковры и обивочные ткани украшены яркими изображениями, разноцветными полосами, зигзагами; в качестве акцентов используются диванные подушки с фотопечатью. Декораторы советуют использовать натуральный шелк, хлопок или синтетические материалы – нейлон, полиэстер, акрил.

80-е годы ХХ в.

Хай-тек

Основатели стиля хай-тек – французские дизайнеры. Они сделали ставку на высокотехнологичные материалы. Основы эстетики хай-тек были заложены в 80-х годах ХХ века, однако стиль до сих пор находится в стадии развития.

Лаконичный стиль сводит к минимуму использование текстиля. Предпочтение отдается практичным жалюзи из пластика или алюминия. Окна также можно затянуть рулонными шторами или повесить на стальной карниз портьеры серебристо-стального или асфальтного оттенка.

Предпочтение отдается высокотехнологичным синтетическим материалам; от вуалей и тюля лучше отказаться. Приветствуется рационализаторские идеи для светозащиты, например, шторы блэк-аут или тканевые жалюзи с чередованием прозрачных и светонепроницаемых полос по типу «день-ночь».

80-е годы ХХ в.

Скандинавский
стиль

Появился в конце XIX века, но массовое распространение получил только в 80-х годах прошлого столетия.

Портьеры, покрывала, пледы и чехлы для мебели выдержаны в светлых тонах. Характерны геометрические принты. Популярные техники: лоскутное шитье, тканевые аппликации. Самые востребованные материалы – лен, хлопок, муслин и смесовое полотно с преобладанием натуральных волокон.

Занавеси с драпировками в скандинавских интерьерах встречаются редко. Вместо тюля используют рулонные гардины. Декораторы могут поэкспериментировать с фактурой, используя вместо ковриков и мебельных покрывал овчину, замшу, искусственный мех и имитации звериных шкур.