Текстиль как искусство: классические принты, преображающие интерьер
Содержание статьи:
Ткани с классическими принтами, гармонично вписанные в интерьер, – универсальный инструмент организации пространства и формирования индивидуального стиля. Продуманные комбинации однотонных и принтованных материалов придают обстановке элегантность и деликатно уводят взгляд от недостатков планировки. Они позволяют полностью раскрыть художественный потенциал оформительского проекта.
Практичные шотландцы ничего не делают просто так – расцветки килтов и пледов несли информацию о клановой принадлежности и статусе владельца, невзирая на то, что встреча с представителями враждебного семейства в горах могла закончиться плачевно. Не желая становиться жертвами распрей, пастухи из приграничья изобрели черно-белый узор border tartan, обозначавший нейтралитет.
Однако и в шотландских горах «гусиная лапка» появилась не на ровном месте – отдельные элементы узора покрывают археологические артефакты, найденные при раскопках древнеримских городов-колоний, церковное облачение XII века и отдельные элементы венецианской архитектуры.
Первая волна интереса к «гусиной лапке» поднялась с развитием твидовой индустрии в викторианскую эпоху, когда были найдены технологии промышленного изготовления шерстяного полотна с рисунком из цветной пряжи. Узор формируют четыре темные и четыре светлые нити в обеих основах с саржевым переплетением. Альтернативный вариант – использовать две нити под основой и две над основой, каждый раз поднимая перекрытие на одну нить. В наше время «гусиная лапка» может быть нанесена на любую ткань печатным способом.
Стараниями неподражаемой Шанель принт «гусиная лапка» считается образцом утонченности и хорошего вкуса, но придумала его отнюдь не мадемуазель Коко. Ломаная клетка, смазанная по диагонали, родом из Шотландии, а точнее – из исторической области Бордер, примыкающей к английской границе.
Традиционное исполнение «гусиной лапки» – черно-белое, но в середине ХХ века начали появляться и новые варианты – бело-серый, черно-желтый, красно-синий, бело-синий и бело-красный. В наши дни количество сочетаний вообще не поддается подсчету. Подходящая комбинация найдется на любой вкус. Масштабность рисунка также варьирует в широком диапазоне: от «малого шага» до крупного калибра 60-х и 80-х.
Основное применение «гусиной лапки» в текстильном дизайне – обивочные ткани и акцентные детали для современных и винтажных интерьеров. Мелкий рисунок – прерогатива стиля кантри: издалека узор воспринимается как клетка, а вблизи – неплохо маскирует потертости и пятна. Крупная «гусиная лапка» в духе Леди Гага вносит экспрессию и динамику в холодную эстетику минимализма и оживляет монохромный интерьер. Несколько диванных подушек, декоративные покрывала или плед освежают прискучившую обстановку, а коврик или палас в «гусиную лапку» создает эффектный фон для строгой лаконичной мебели и зрительно расширяет помещение.
Потрясающий пример нетрадиционного использования принта «гусиная лапка» подает компания Driade, выпустившая серию садовой мебели Cape West. Узнаваемый рисунок образуют не нити, а пластиковые полосы, переплетенные способом «два на два».
Шторы в ломаную клетку встречаются редко: контрастные принты против света утомляют зрение, хотя некоторые дизайнеры утверждают, что такое решение визуально поднимает потолок в тесном затемненном помещении и помогает избежать чрезмерной сдержанности в «мужских» интерьерах.
«Гусиная лапка» хорошо дополняет однотонные материалы, также допускаются комбинации с плоской клеткой, полоской, зигзагами и мелкими цветочными принтами. Не рекомендуется использовать больше трех акцентов в одном помещении. Исключение – стиль фанк, в котором разрешено все, кроме монотонности и скуки!
Восточный орнамент пейсли – один из старейших декоров мира, предположительно изобретенный в Персии времен Сасанидов. Основу узора составляют изолированные каплевидные паттерны, дополненные сложной витиеватой росписью, сочетающей цветочные и геометрические мотивы. Направленное расположение элементов рисунка создает эффект движения узора.
Насыщенная цветовая гамма гармонирует с глубоким символизмом орнамента. В зороастризме зауженный кверху паттерн пейсли ассоциируется со стройным силуэтом священного дерева кипариса и языками пламени, сотворившего мир. Что характерно, в Индии узор называется «бута», что в переводе с санскрита означает «огонь».
Старинные образцы восточных тканей с ручной набивкой узора производят сильное впечатление своей тонкой детализацией наполнения «огурцов». В Персии в элементы орнамента каллиграфической вязью вписывали добрые пожелания и стихотворения, в Индии – встраивали картины с изображением мифологических сцен.
Еще в Средние века узор получил широкое распространение в странах Азии и Северной Африки, а в XVII веке Ост-Индская компания привезла в Великобританию из Индии кашемировые шали с огуречным орнаментом, вытканным вручную, которые высоко котировались английской знатью. Позже в шотландском местечке Пейсли открыли фабрику, специализировавшуюся на изготовлении полотна из шерсти и шелка с рисунком.
Мода на пейсли возродилась лишь в середине ХХ века благодаря культовой группе Beatles и движению хиппи. После тура по Индии музыканты часто выступали в красочных костюмах с «огуречными» принтами, а Роллс-Ройс Джона Леннона был расписан «огурцами» ярких психоделических оттенков. Теперь традицию успешно продолжает Стелла Маккартни: во всех коллекциях находится место для пейсли. Дэвид Боуи активно использовал пейсли для создания образа марсианина Зигги Стардаста. Лив Тайлер, Ферги и Бейонсе тоже любят покрасоваться в живописных костюмах с экзотическим узором.
Итальянский модный дом Etro сделал пейсли своей визитной карточкой, предложив избалованному потребителю стильную одежду, модные аксессуары и высококачественные интерьерные ткани с «огуречным» рисунком. Благодаря применению специальных технологий обработки обивочные материалы Etro по прочности не уступают коже, но при этом остаются легкими и пластичными.
Экспрессивный потенциал пейсли широко востребован в интерьерном дизайне, причем не только в стиле бохо-шик и этнических интерьерах. «Турецкие огурцы» украшают чехлы для мебели, постельное белье, шторы, покрывала и ковры. Компания Cole&Son выпускает обои с принтами, стилизованными под пейсли. Бесконечное разнообразие расцветок и форм позволяет подобрать подходящий вариант для любого стиля. При этом узор, несмотря на насыщенность, толерантен к другим принтам, а богатая палитра орнамента позволяет рассматривать пейсли как связующее звено между разными цветами в интерьерах со сложной колористикой и этническими мотивами.
На больших площадях выигрышно смотрятся неброские принты с укрупненными элементами, выдержанные в нейтральных природных тонах. Также популярно сочетание пастельного фона и белых контуров рисунка или более ярких однотонных паттернов на светлом фоне. Традиционные для Востока комбинации насыщенных теплых тонов утяжеляют дизайн, поэтому в малогабаритных помещениях их использование ограничивают одним-двумя аксессуарами. Замысловатые паттерны с витиеватым наполнением и глубокие сложные оттенки – золотой фонд английского колониального стиля, а стиль поп-арт предпочитает яркие упрощенные «огурцы» на контрастном фоне.
Темные тона усиливают камерные настроения в просторной классической гостиной, а свежие пастельные оттенки поддерживают спокойную умиротворяющую атмосферу в спальне. Даже в брутальном лофте найдется место для кресла или небольшого дивана с ненавязчивыми «огуречными» мотивами в обивке – пейсли обогащает холодную индустриальную эстетику нотками уюта и интеллектуальной утонченности, придавая помещению обжитый вид.
Изысканный узор «икат» тоже родом с Востока, но этнические ассоциации проявлены не так ярко, поэтому принт считается универсальным дополнением любого интерьера. Размытые ромбы, многоугольники и абстрактные пятна образуют простые и сложные растительные и геометрические паттерны, передающие широкий спектр настроений.
Традиционная техника получения шелковой материи с рисунком строится на окрашивании уточных нитей до того, как они попадут на ткацкий станок. Разматывая коконы шелкопряда, мастер сразу же натягивал нити на деревянную раму и туго обматывал каждую прядь широкой тесьмой. Затем рамка опускалась в красильный чан и выдерживалась в красителе необходимое количество времени.
В Средней Азии таким способом получали роскошную ткань хан-атлас, которая славились яркими чистыми цветами и тонкими переливами оттенков, напоминающими игру мастерски ограненного самоцвета. Первые центры производства хан-атласа находились в Бухаре, позже ремесло переместилось в Самарканд и Ферганскую долину. Тем не менее, такие полотна нельзя назвать исключительно узбекским феноменом: образцы тканей, окрашенных по сходной технологии, обнаруживали во время раскопок древних поселений Индии, Индонезии, Филиппин, доколумбовой Америки и острова Бали. Кстати, само слово «икат» имеет индонезийское происхождение и переводится как «обвязка», «стягивание».
Классические цвета полотна иката – красный, синий и желтый в сочетании со светлыми неокрашенными участками. Других красителей в старину не знали, а все остальные расцветки получали путем смешивания пигментов. К примеру, зеленый икат изготавливали в два этапа: нити сперва окрашивали в желтый цвет, а потом обязывали отдельные участки и обрабатывали открытые фрагменты синим красителем.
В наше время узоры на основе «иката» моделируют на компьютере и наносят рисунок на полотно методом цифровой печати. Оригинальный хан-атлас, изготавливаемый вручную, относится к предметам роскоши и может стоить целое состояние.
Несмотря на сочные темпераментные краски, «икат» не слишком навязчив и будет уместен в любом современном интерьере и в помещении любого назначения. Очень удобно использовать этот узор в оформлении кухни и детской: отсутствие четких границ рисунка скрывает загрязнения. Такой текстиль находит применение и в мебельной обивке, и в оформлении окон; идеален для пошива постельного белья и очарователен в роли цветового акцента.
Принты на основе «иката» удачно вписываются в эклектичные интерьеры, не конфликтуют с другими орнаментами и не предъявляют особых требований к планировке и стилистике помещения. С помощью переклички узоров дизайнеры связывают в одно целое элементы разных стилей в одном помещении и создают сложные комбинации оттенков и фактур. Мощный декоративный потенциал «иката» оценили по достоинству трендсеттеры современного дизайна – Grace Bonney и Martyn Lawrence Bullard.
«Икат» не терпит одиночества: в интерьере должны присутствовать два-три элемента с одним узором. Обычно к одному крупному объекту добавляют несколько аксессуаров или равномерно распределяют предметы декора по всему помещению. К примеру, к спальному комплекту подбирают портьерные ткани и коврик, а к дивану – обои и пуфик в тон. Если комната отделана в светлых тонах, допустимо использовать несколько акцентов с «икатом» в разном цветовом исполнении, выбирая оттенки, гармонирующие между собой.
Альтернативный ход – включить в интерьер однотонные предметы мебели тех же цветов, что и в узоре. Например, бело-синему креслу составят компанию белые полы и синий диван. В строгих интерьерах с преобладанием темных тонов шикарно смотрятся «икаты» приглушенных тонов.
Клетчатый узор создается пересечением повторяющихся полос под прямым углом. Рисунок получают при использовании окрашенных нитей в саржевом переплетении. Простота и гибкость технологии получения ткани в клетку способствует бесконечному разнообразию паттернов, обеспечивающих дизайнерам стойкий приток творческих затей.
Клетку обычно ассоциируют с Шотландией, но горцы были далеко не первым народом, использующим в обиходе клетчатые принты, полученные методом саржевого плетения. Археологи обнаруживали остатки тканей в клетку при раскопке гробниц египетских фараонов. В античном Риме патриции носили клетчатые тоги, а в средневековой Японии были широко распространены кимоно с узорами на основами клетки.
При условии корректного подбора оттенков клетка уживается практически со всеми принтами, кроме сложных орнаментальных паттернов. Комбинируйте насыщенные декоры с нейтральными и вводите в интерьер как можно больше белого цвета, который связывает любые цвета и принты в единый образ. Две разные ткани в клетку несложно объединить, расставив в комнате однотонные аксессуары, цвета которых повторяют ведущие оттенки обеих клетчатых материй. Сочетая клетку с полоской, простым цветочным рисунком или горошком, проследите, чтобы на основные поверхности, то есть стены, пол, потолок и дверные фасады, не наносились яркие динамичные принты.
«Виши» и «гинем»: жизнерадостная клетка для деревенского интерьера
Некрупная двухцветная клетка «виши» – неразлучная спутница романтического стиля прованс. Перпендикулярные линии, образующие рисунок, равны по ширине, а в цветовой раскладке преобладают легкие чистые цвета, один из которых, как правило, белый. Особенно популярны красно-белая и сине-белая расцветки: первая смягчает холодную гамму оттенков, вторая оттеняет «теплый» интерьер. В оформлении кухонь часто встречается бело-коричневая клетка. Принт «виши» подойдет и для стиля кантри: наивная простота и неформальный характер декора подчеркивают задушевность атмосферы.
Клетке «виши» близок по духу «гинем» – многоцветная клетка с характерным распределением тонов. На пересечении линий основной тон становится более насыщенным, тогда как цвет линий затушеван. Фоном обычно также служит белый цвет.
«Виши» и «гинем» одинаково пригодны для оформления больших и малых площадей. Тон помещению задают шторы в клетку, которые можно украсить оборками, рюшами и кружевом домашнего плетения. На кухне функции цветового пятна ложатся на кухонный текстиль – клетчатую скатерть, дополненную однотонными салфетками, либо сочетание однотонной скатерти с салфетками в клетку.
Эклектика с налетом бохо и этно часто обращается к индийскому принту «мадрас». На яркие хлопчатобумажные ткани наносится асимметричный печатный рисунок в крупную многоцветную клетку. Похожего эффекта можно добиться, используя технику лоскутного шитья. Занавеси и покрывала с мадрасским принтом создают радостное настроение и хорошо освежают обстановку, если ограничить их применение летним сезоном. Постоянное присутствие экспрессивных декоров в жилом помещении быстро надоедает.
Клетка «виши» в интерьере студии
Клетка «гинем» в комнате мальчика
В массовом сознании полоска неразрывно связана с морем и флотом, хотя ее история начиналась на суше, а именно в Древнем Египте: фараоны носили платки с голубыми и золотыми полосами в знак власти и царского достоинства. В Средние века полосатое платье служило маркером социальной маргинальности. В эпоху Возрождения предрассудки начали медленно отступать, но лишь в конце XVIII века полосатый рисунок занял достойное место в гардеробе и в интерьере, став одним из самых популярных текстильных принтов планеты.
У славянских народов существовал свой вариант полоски под названием «пестрядь». Когда запасы пряжи подходили к концу, экономные хозяйки собирали остатки нитей и ткали разноцветное полотно – не пропадать же добру!
В текстильном дизайне чаще всего встречаются два вида полосатых декоров: двухцветная морская полоска с шириной линий 20–21 мм и многоцветная полоска райе с линиями разной ширины. Также существует бесконечное множество паттернов с узкой полоской, начиная от «булавочной головки» на костюмах клерков с Уолл-Стрит и заканчивая тентовой полосой на 7–8 мм.
Шторы в полоску – универсальное решение для любого стиля, за исключением каноничных барокко и ар-деко, категорически не признающих прямой линии. Подобрав портьеры и тюлевые ткани с подходящим расположением полос, можно скорректировать многие недостатки помещения. Благодаря глянцевым изданиям даже школьники знают, что горизонтальные линии на занавесках зрительно расширяют помещения, а вертикальные – приподнимают потолок. Не споря с прописными истинами, внесем пару уточнений. Во-первых, вертикальная полоска, вытягивающая стены за счет иллюзии сужения пространства, не подходит для узких и тесных комнат. Во-вторых, горизонтальные полосы отчасти скрадывают высоту потолков, поэтому в целях визуального расширения предпочтительнее подбирать принты светлых и пастельных расцветок, у которых эффект снижения потолков выражен не так сильно.
В оформлении акцентных стен в классических интерьерах часто встречается широкая орденская полоса, или «маркиз», которая наносится как на обои, так и на натяжные полотна. Тонкую полоску на больших площадях следует использовать очень аккуратно, чтобы избежать неприятного чувства ряби в глазах. Если же вы не мыслите своей комнаты без любимой «булавочной головки», выбирайте спокойные расцветки, выдержанные в одной и той же гамме, что и отделка стен. По той же причине лучше не злоупотреблять растиражированными сине-белыми и красно-белыми принтами. Комбинация светлых портьер в ненавязчивую полоску и обоев в тон не покажется вам скучной, если добавить в интерьер аксессуары и декоративную мебель с яркими полосами.
Для обивки дивана и кресел предпочтительнее нейтральные тона полос без резких контрастов, которые можно разбавить подушками и пледами со сложным орнаментом и колористикой. Полоска легко сочетается со всеми принтами – от простой плоской клетки до вычурных восточных орнаментов при условии, что в палитре сложного узора присутствуют цвета полос.
Жизнерадостный горошек долгое время не выходил за пределы детской, пока Ив Сен-Лоран не развеял распространенное предубеждение, явив миру моделей в роскошных платьях с горошинами. «Гороховые» принты традиционно популярны в Испании, куда их предположительно завезли из Индонезии в эпоху Великих географических открытий.
Крупные и мелкие горошины могут располагаться на полотне по-разному, образуя бесконечное количество паттернов. Классическим «гороховым» принтом считается декор «полька» – параллельные ряды крупных горошин на контрастном фоне.
В интерьерном дизайне «гороховые» принты прочно утвердились за стилем поп-арт. Акцентные стены с крупными контрастными горошинами убедительно воспроизводят бурную атмосферу 60-х, а разноцветный асимметричный горох проводит параллели с авангардом. Чем больше расстояние между кругами, тем спокойнее и уравновешеннее выглядит интерьер, но если вам недостает динамики, игривый мелкий горошек не даст вам скучать. Однако на больших площадях его следует избегать, иначе комната покажется не в меру пестрой и аляповатой. Зато в детской можно постелить коврик с крупными «пятнами», на котором удобно играть в Twister с друзьями.
Постельное белье в разноцветный горох пригодится не только для комнаты малыша, но и для веселой молодежной спальни. Впрочем, в будуаре романтичной леди спальный комплект в горошек сдержанных расцветок тоже придется к месту как дань памяти о беззаботной юности.
В мебельной обивке горох допускается только в качестве акцента. Исключение можно сделать разве что для гарнитура стульев с мягкой обивкой, расположенных в винтажной кухне с отчетливым преобладанием светлых тонов. В деревенских интерьерах шторы, скатерти и салфетки в горошек комбинируют с простыми геометрическими принтами – клеткой и полоской, подбирая оттенки, близкие по цветовой гамме, масштабу и интенсивности.
Значение орнамента в интерьере выходит далеко за рамки стандартных оформительских задач. Стильный рисунок на ткани, гармонирующий с обстановкой и характером помещения, служит эффективным инструментом самовыражения: принт, который нравится и вам, и дому, наделяет жилье индивидуальностью и неподдельным радушием. Приятно возвращаться домой, когда ваша квартира ждет именно вас!