Вернуться к списку статей

Традиции английского стиля в интерьере: текстиль – король

Сегодня мы рассмотрим главные особенности английского стиля, который идеально подходит для оформления небольших квартир и делает просторные помещения с высокими потолками уютными и комфортными для проживания. Основные его признаки - массивная мебель, книжные стеллажи, обилие статуэток и текстиля. Последний находит отражение как в малых, так и в больших элементах декора, начиная от салфеток и заканчивая абажурами. И, конечно же, камин – любимый аксессуар типичного англичанина.

Классический интерьер в английском стиле
Классический интерьер в английском стиле

Англия и ее традиции

Английский стиль в том виде, в котором мы воспринимаем его сейчас, сложился только во второй половине XIX века. На самом деле это смешение двух стилевых направлений – викторианского и георгианского. От эпохи правления королевы Виктории осталась привычка добавлять в интерьер элементы роскоши, а от короля Георга – сдержанность, сочетание отдельных предметов между собой по материалу и текстиль.

Как ни странно, но такие разные стили прекрасно ужились: вычурная роскошь сглаживалась строгими пропорциями, а симметричные линии сдерживали буйство богатства. Именно Георгу благодарны англичане за камин – уже обязательный элемент интерьера дома, – и ткани. Шелк, бархат, дамаск, гобелен, ситец – для обивки стен и мебели использовались всевозможные ткани, самая популярная на то время расцветка была цветочная, сказалось увлечение поколения восточной культурой.

Богатство английского стиля
Богатство английского стиля

В традиционном английском стиле собраны дизайнерские находки со всего света. Путешественники привозили с собой образцы орнамента персидских ковров, французских камзолов или итальянских витражей. Это все компоновалось, усекалось, добавлялись новые элементы, менялись цвета – создавался собственный стиль, который мы видим сейчас.

Ткани завозились из Индии и Китая, потом из Франции – французы научились делать хорошую имитацию восточных тканей, да и стоили они дешевле. Англия уже имела свою мануфактуру, но качество и скорость выпуска тканей оставляли желать лучшего.

Викторианский стиль

Балом правит стиль викторианский: насыщенность, обилие позолоты, зеркал и солидной массивной мебели. Цвета в интерьере глубокие, не кричащие. Мебель обычно темно-коричневая, обивка и остальные элементы дизайна в комнате подбираются с учетом основного цвета. Как правило, это нежные лавандовые оттенки, беж или миндаль.

Цвет в интерьере в викторианском стиле
Цвет в интерьере в викторианском стиле

Визитная карточка викторианского стиля в текстиле – узоры. В основном преобладают растительные мотивы, популярны изображения животных, орнаментные дорожки, угловые завитушки и змеи – самый любимый орнамент королевы Виктории. Кстати, змеи в те время считались символом верности и любви, а не предательства, как сейчас.

Современный викторианский стиль
Современный викторианский стиль
Гостиная в английском стиле
Гостиная в английском стиле

Викторианские узоры актуальны до сих пор – в рисунках обоев, ткани, оформлении книг или орнаменте на покрывалах. В нашем магазине огромный выбор тканей с викторианскими узорами. Посмотрите готовые варианты штор или создайте свой дизайн вместе с нашим специалистом.

Георгианский стиль

Он появился в эпоху правления Георга I (XVIвек). В нем смешаны и рококо, и классицизм и даже китайская готика – путешественники с разных стран привозили новые интерьерные «фишки», в оформлении помещений стали использовать породы красного дерева, объемные украшения, которые придавали комнатам монументальность и тяжеловесность, сменились на изящные стеклянные.

Главное в георгианском стиле – окна и камин. Окна должны быть большие, чтобы пропускать много света, камин обязателен – как еще в XVI веке можно было уберечься от сырости и промозглости?

Стенам уделялось особенное внимание. Оформлялись они по секциям: нижняя секция (примерно треть высоты) обшивалась деревом, середина – тканью или (позже) обоями, верх – карниз.

Текстиль подбирался с учетом обивки стен – все должно находиться в гармонии. Стали популярны вышитые материалы, но их могли себе позволить только богатые дворяне.

Интерьер в георгианском стиле
Интерьер в георгианском стиле

Цвета в георгианском стиле обычно тусклые: гороховый, серо-зеленый, коричневый. Иногда их разбавляют глубоким розовым или позолотой. Сейчас уже интерьер делают ярче с помощью текстиля – яркие диванные подушки, занавеси, покрывала. Георгианский стиль становится более «легким», монументальность отходит на второй план.

Уильям Моррис – родоначальник традиционного английского стиля

Уильям Моррис
Уильям Моррис

Пожалуй, именно он и есть тот человек, который и создал «традиционный английский стиль». С детства Уилл интересовался интерьерами. Его восхищали великолепные церкви и соборы, дворцы и королевские охотничьи домики. После того, как Моррис получил обязательное оксфордское образование, он стал обучаться у известного архитектора Д.Стрита. Надолго его не хватило: Уильям увлекся живописью и забросил архитектуру.

Художник он был посредственный: написал Уилл всего одну картину, после чего решил завязать и с живописью и заняться интерьерами. Сейчас бы его назвали дизайнером, а тогда ему пришлось трудно: попробуйте переубедить консервативных англичан, что новый стиль сделает их дом уютней, а жизнь приятней.

 Комната в Красном доме Морриса
Комната в Красном доме Морриса

Моррис вместе с друзьями основал компанию Morris, Marshall, Faulkner&Co и стал разрабатывать новые концепции в дизайне. Самая известная его работа – оформление зала «Зеленая столовая» в Музее Виктории и Альберта. Сейчас эта комната называется «Зал Морриса» и сама является музейным экспонатом.

Кроме оформления помещений фирма Морриса наладила выпуск обоев, тканей, витражей и мебели ручной работы. Товары были качественные, но, – вот беда! – стоили они дорого и позволить себе их купить могли только зажиточные горожане. Уилл попытался делать недорогие товары, но быстро понял, что дешево – это экономить на качестве. Машинное производство он не признавал, а вручную изготавливать недорогие вещи просто было нереально. Поэтому Моррис отказался от производства доступных для большинства соотечественников вещей и сосредоточился на выпуске товаров для элиты.

Совсем скоро Моррису снова стало скучно, и он основал движение «Искусств и ремесел», которое и стало главным стилистическим направлением в архитектуре, мебели и даже в обложках книг Англии XIX века. Из этого направления и вышел «уютный домашний английский стиль» для чаепитий.

Узнаем английский стиль по принтам

Классика стиля – розы. Цветочный принт стал популярен с легкой руки уже упомянутого Уилла Морриса.

«Любое украшательство бессмысленно, если оно не вызывает приятных воспоминаний. Не лучше ли иметь обои или шторы, которые навевают мысли о лугах Пикардии или виноградных лозах в вашем саду, чем унылые ряды фальшивых цветочков и листочков, которые остается только пересчитывать от скуки?», - говорил он.

Всегда и везде Моррис призывал искать красоту в простых английских цветах, а не заморских растениях. Его первые бумажные обои были с розами, которые он самолично срисовал с куста роз, который рос под его окном.

Цветочный принт Уильяма Морриса
Цветочный принт Уильяма Морриса

Вторые по популярности – полоски. Их используют как в обоях, так и в текстиле. Но если принт на текстиле может быть расположен под любым углом, то на обоях полоски обычно идут горизонтально: так визуально комната становится более просторной.

Классическая клетка – тартан, – пожалуй, самый узнаваемый элемент английского стиля. Сделал его популярным еще один Уильям – Уилсон. Узор отлично смотрится на покрывалах, пледах и диванных подушках.

Еще один знаменитый английский принт – аргайл.

Текстиль с узором аргайл
Текстиль с узором аргайл

Это оригинальный орнамент, который составлен из ромбов, расположенных по диагонали. Этот узор практически стал фамильным у клана Кэмпбеллов – самого могущественного в Западной Шотландии. Принадлежность к клану часто определяли именно по одежде с таким рисунком.

Текстиль – король. Даже сейчас

Как было заведено при Георге, так осталось и до сих пор: текстиля в интерьере должно быть много. Англичане меняют пледы, гардины и мебельные чехлы несколько раз в год. В оформлении комнаты обязательна драпировка, ламбрекены, шторы с кисточками и шнурами. Особое внимание уделяется оформлению подоконников – в английских домах они обычно низкие и широкие, их оборудуют под место для отдыха: много мягких подушек, покрывало и лампа с мягким светом.

Английский подоконник место для отдыха
Английский подоконник место для отдыха

На каждом диване и кресле специальные небольшие подушечки, стулья и дверной проем тоже декорируются тканью. Но вместе с тем нельзя сказать, что атмосфера в помещении давящая – текстиля хоть и много, но он настолько органично вписывается в интерьер, что если убрать хоть один элемент, то сразу нарушается гармония.

Английский стиль сейчас

Старая добрая Англия уже не та. На смену монументальному интерьеру с камином, тяжелой мебелью и книжными стеллажами пришли яркие принты, свободное пространство и немного хулиганский street-art. Современный английский дизайн можно назвать провокационным и парадоксальным. Меняется все: от мебели до цветовых решений помещения.

Современный английский стиль в текстиле
Современный английский стиль в текстиле

Даже самые консервативные англичане убрали фамильные портреты со стен и повесили фотографии, а сельские мотивы на традиционном фарфоре теперь сменились на сцены из городской жизни, причем, реальной – бомжи, аварии, ограбления самые ходовые изображения.

Неизменным остается одно – текстиль. Он уже не такой, как раньше: мрачноватые оттенки сменились на красочные, традиционные узоры в полоску – на орнаменты в стиле поп-арт и без определенной тематики: в современном английском доме можно увидеть диваны с портретами Beatles, геометрическую абстракцию на шторах или рекламные слоганы на абажурах настольных ламп. Посмотрите, какие оригинальные принты есть на подушках в нашем каталоге.

Время идет, меняются тенденции и создаются новые традиции. Лет через 100 и этот образ изменится, и наши внуки будут под словами «английский стиль» подразумевать нечто совсем иное.

2